Меню сайта

Опрос 1

Что из Бронницких газет Вы читаете?
Всего ответов: 44

Статистика




Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Поиск

Форма входа

Опрос 2

Что из Бронницких газет Вы читаете?
Всего ответов: 44

Полезные ресурсы


Главная » В ноябре 2003 года бронничане из отряда «Беркут» установили точное место падения истребителя | 28.05.2004
00:17
В ноябре 2003 года бронничане из отряда «Беркут» установили точное место падения истребителя | 28.05.2004

Количество солдат, без вести пропавших в годы Великой Отечественной войны, исчисляется сотнями тысяч. Многие семьи до сих пор не знают судьбу своих близких.

Так ли это важно иметь сведения, в каком месте и при каких обстоятельствах сложил на войне голову родной человек?

В семьях, где имеются без вести пропавшие, подобный вопрос вызовет только горькое недоумение. И через шестьдесят лет чувство невыполненного долга перед канувшими в горниле войны родными преследует такие семьи. А для пожилых людей, кто сам провожал на фронт отца, мужа, сына, брата или жениха, ощущение вины с возрастом только усиливается.

Установлением имен павших сейчас занимаются на общественных началах поисковые отряды.

Отправляясь на места сражений, молодые люди очень часто сталкиваются с реальными ужасами войны. Земляные холмики, на которых буйно растет трава, после нескольких движений лопаты оборачиваются скелетом распластавшегося человека. Лихая летняя гроза обрушивается на поле, и оно начинает белеть человеческими черепами. Квадратные километры лесов и лугов, обильно начиненные страшным металлом войны, становятся местом чистилища инфантильных современных душ. Одни люди ломаются и превращаются в «черных» торговцев трофейным оружием и наградами. Для других поиск становится судьбой, и они посвящают свободное время установлению имен и преданию земле человеческим останкам, найденным на полях сражений.

Прошлой осенью недалеко от села Никоновское был поднят из земли самолет, разбившийся в 1942 году. По крайней мере, именно так говорили очевидцы трагедии – жители села – зимой сорок второго – запомним это. Установить тип самолета и имя летчика по результатам поиска при земляных работах не удалось. Поэтому главной задачей на зимний период для членов Бронницкого поискового отряда «Беркут» стало установление личности погибшего пилота.

Портсигар с надписью, ежедневник, пистолет и другие предметы, найденные на месте взрыва осенью, были увезены членами коломенского отряда. они параллельно «беркутовцам» вели самостоятельную поисковую работу. Бронничане, к сожалению, были лишены даже той минимальной информации, которую могли дать личные вещи. Поэтому - главным и единственным направлением работы стала массированная работа в архивах. Первое было выяснено: почему под Бронницами шли воздушные бои. Для этого обратились в Центральный государственный архив Московской области. Оказалось, что до осени 1943 года немцы не раз летали на Москву с целью проведения воздушной разведки, десантирования диверсантов и осуществления бомбардировок стратегических и военных объектов. Москва была окружена частями ПВО и аэродромами, с которых вылетали на перехват самолетов противника советские истребители. Они и вели сражения в воздухе Подмосковья.

Второе – члены «Беркута» сделали запросы в Центральный архив министерства обороны (г. Подольск) и просмотрели всю информацию по падению самолетов за зиму 1942 года, а затем и зиму 1941 года. Было обнаружено двести пропавших без вести самолетов. Данных по гибели летчика под Никоновском найдено не было.

После этого вектор поиска был изменен. Член бронницкого отряда Сергей Егоров предложил установить по небольшим фрагментам, собранным на месте взрыва, тип самолета. Делегация от «Беркута» съездила в музей авиации при Военно-воздушной академии имени Гагарина. Встретили наших поисковиков чрезвычайно приветливо. Общими усилиями специалистов академии и «беркутовцев» было установлено, что под Никоновском разбился самолет – Як-7Б.

Снова вернулись в ЦАМО (г. Подольск), запросив уже данные по вылетам только «яков». И вот на третий раз всё тот же Егоров в журнале приема и сдачи дежурств на КПП 562-го истребительного полка решил, на всякий случай, посмотреть вылеты «яков» за период зимы 1943 года. Были пролистаны сорок одна страница, дальше по описаниям началась оттепель, и Сергей журнал отложил, даже закрыл, но задумался и совершенно случайно, просто механически, открыл журнал снова. На странице 42! Первое, что бросилось в глаза: «С-т упал в 2-3 км восточнее деревни Никоновское…»!

Так были найдены документы с абсолютной точностью подтверждающие, что 9 февраля 1943 года у села Никоновское погиб летчик Арнольд Мартынович Якобсон.

Михаил Бугаев, Бронницкие Новости

В списках значится

«БН» уже рассказывали о том, что в одном из воздушных боев Великой Отечественной недалеко от села Никоновское был сбит советский истребитель. Первые попытки отыскать сбитый истребитель прослышавшие о нем местные поисковики предприняли еще в 1992 году. Но лишь в ноябре 2003 года бронничане из отряда «Беркут» при помощи своих коллег-поисковиков из Чехова и Коломны установили точное место падения истребителя и извлекли его обломки...

Однако сразу определить имя погибшего пилота и марку самолета не представлялось возможным. Среди обломков был найден портсигар с выгравированной фамилией Якобсон, но действительно ли это фамилия летчика, сказать наверняка никто тогда не мог. Нужно было поднимать архивную документацию, чтобы по разрозненным данным попытаться установить личность пилота. Эта работа была проделана Сергеем Егоровым, Ольгой Сенатовой и другими членами поискового отряда  «Беркут», при содействии бронницкого отделения  «Боевого братства». Все эти месяцы велась активная работа в архивах.

- Первоначально по найденным фрагментам двигателя мы предположили, что это самолет семейства Яковлева, – рассказал нам Сергей Егоров. – По форме шасси и элементам вооружения, также найденным на месте крушения, удалось доподлинно установить, что это "ЯК-7Б".

Это значительно упростило поисковикам и установление личности погибшего летчика. То есть при работе в архиве стали подниматься личные дела только пилотов, летавших на самолетах марки «ЯК». Хотя для точного определения имени пилота, сбитого над Никоновским, нужно было определить и точную дату падения самолета.

Для этого поисковики отправились в архив г.Подольска. Там подняли документацию по полкам, в которых на вооружении стояли самолеты марки "ЯК". И совершенно случайно, просматривая журнал дежурств на КПП, нашли телефонограмму, в которой говорилось, что в 1943 году в 2-3 км от деревни Никоновское упал сбитый самолет, пилотом которого был Якобсон. Подняли документацию этого полка и нашли описание воздушного боя советского самолета с самолетом «Юнкерс-88», который проходил на высоте 9 тысяч метров. Самолет поднялся с аэродрома Малино, шел в сторону Москвы, затем произвел разворот. При первом же заходе «Юнкерсу» удалось сбить истребитель Якобсона, и тот с огромной высоты «ушел» в землю...

Поисковиками было поднято и личное дело Якобсона, которое пролило свет на биографию самого летчика. Лейтенант Арнольд Мартынович Якобсон родился в 1921 году в городе Тим Курской области. В 1939 году поступил в Борисоглебскую летную школу имени Чкалова. 4 февраля 1943 года стал последним днем в жизни 22-летнего советского летчика, погибшего в воздушном бою.

Просмотров: 691 | | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]